Это, может быть, ключевой момент - когда возникает у нас такая потребность: чтобы утренняя и вечерняя молитва была не просто регулярно (для надежности!) повторяемым прошением о чем-то, пусть даже и очень нужном, и важном для нас, но нашим маленьким радостным богослужением; богослужением, в основе которого не мольба, не просьба, не выпрашивание, но прославление и радость о Нем. Конечно, мы просим и всегда будем просить чего-то у Него, даже не "чего-то", а ВСЕГО будем просить; но, когда я прошу, это всегда означает, ЧТО У МЕНЯ ЭТОГО НЕТ. А когда мы прославляем Бога, это означает, что ОН У НАС ЕСТЬ. А если у нас есть Он, значит, у нас есть всё. Это такой парадокс, да: мы одновременно и совершенно нищи, и беспредельно богаты. У нет ничего своего, но у нас есть всё Божие... если мы сами Божии люди. А я - вот так красиво рассуждаю, а сама тут же поддаюсь злому раздражению. И говорю, что мне трудно справиться с собой, и у меня самой тут же возникает вопрос: а пыталась ли это сделать. Мы нищи, беззащитны, обречены старению и смерти, поражены грехом. Но у нас есть Тот, в Ком наше исцеление, свобода и жизнь вечная. Осознаем ли мы это до конца?.. До конца ли мы это осознаем? *** Мне, опять же, кажется, что утренняя и вечерняя молитва не должна быть сухим исполнительством, вычитыванием правила по молитвослову "от доски до доски". Многие со мною не согласятся. может быть, но - не всякая молитва в молитвослове подходит к человеку - ко мне, например, сегодняшней - как ключ к замку. Нужно ли повторять чужие слова, которые все равно не ложатся на душу, вызывают в молящемся смущение и чувство искусственности, мертвенности? Я не хочу сказать, что нужно отбросить обыкновенный молитвослов, нет, ни в коем случае: молитвы, которые в нем, это ведь часть святоотеческого наследия, в них содержатся важнейшие для нас уроки и смыслы. Необходимо усваивать то, что что нам дают, и одновременно создавать - не сочинять, а именно внутренне создавать - свое собственное правило, включая в него и Часослов, и псалмы (опять же - не все подряд!), и те молитвы, которые родились в наших сердцах, которые рождены личностью и ее несхожей ни с какими иными судьбой. ЕСЛИ У НАС НЕТ ТАКИХ, НАШИХ СОБСТВЕННЫХ МОЛИТВ - ЗНАЧИТ, НЕТ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ, а есть - одно вычитывание от доски до доски" и выстаивание - от девятого часа до первого. *** Минут нашей молитвы, утренней и вечерней, мы должны ждать как радости, как лучших минут нашего дня: вот, скоро уже войду, начну, произнесу первое слово... В скорбях и тяготах нашей жизни это не всегда получается, да. Но, если это и ушло, отступило в какой-то момент - оно обязательно вернется. Потому что - есть наши здешние раны, но есть и Исцеляющий, Тот, в Ком наша целостность, и та самая радость совершенная (Ин.14, 11)