Вот так живёшь, обыденно всё, ходишь по земле, а потом оказывается, что вся земля вокруг полна историей. Это рассказ о селе, рядом с которым моя дача. Там я выросла, дочка моя выросла, теперь сын растёт... Вся жизнь там, каждое лето всей жизни. Этот участок у нашей семьи уже больше 50 лет, мой папа туда ещё женихом мамы приезжал помогать строить. 💥Наши соседи. Село Улиткино
==============================================================
В 2-х верстах слева от тракта располагалось старинное село Улиткино на левом высоком берегу речки Любосеевки. Знаменито село тем, что в селе находится единственный во всем Подмосковье храм, освященный в честь Святой Мироносицы Марии Магдалины. В 1998 году ему храму исполнилось 250 лет.
Лес вековой, дремучий подступает к селу со всех сторон, так что орехи можно собирать в конце улицы. Дома здесь добротные, много каменных, постройки и заборы крашеные, улица заасфальтирована. На большой лужайке - футбольные ворота, другая лужайка террасами спускается к большому пруду, в котором отражается стена высокого леса. Рыбацкая лодка на берегу говорит о том, что в пруду есть рыба.
Впервые это название в наших краях упоминается в писцовых книгах 1623 года как пустошь Улиткино, Улитино тож на речке на Любосеевке Кошелева стана (поместная земля Гаврилы Андреевича Вельяминова). В роду известной дворянской фамилии Вельяминовых Улиткино было более 100 лет. А может быть и намного больше. Ведь Вельяминовы(-Зерновы) по семейной легенде происходят от мурзы Чета, прибывшего в 1330 г. к Ивану Даниловиче Калите и принявшего крещение с именем Захария. Впоследствии он основал Ипатьевский монастырь у Костромы. Чет был родоначальником нескольких знатных русских дворянских фамилий: Годуновых, Сабуровых, Зерновых, Шеиных и других. А именно с его именем связывают некоторые краеведы название селения «Четрековское на Любосивле», упомянутое в завещании Владимира Храброго одновременно с Мизиновым («Мосейково на Усть-Любосивле»), и спорят, где оно стояла – на месте Улиткина или Гребнева.
…В 1644 г. пустошь перешла к двоюродному брату первого известного нам ее владельца Андрею Степановичу, при котором Улитино в 1646 г. значится уже сельцом с 3 дворами крестьян и бобылей с 5 человеками живущими. Затем в 1675 владели селом его дети Матвей и Иван, а от них перешло к их детям Александру Матвеевичу и Ивану Ивановичу Вельяминовым-Зерновым. В 1678 г. в сельце 4 двора крестьянских с 15 чел. , 2 двора вотчинникова и 1 двор скотный – в них 15 человек.
В 1745 г. сельцо Улиткино принадлежит «покойного волоского государя светлейшей российской княжне» (так написано в Ревизских сказках) Марии Дмитриевне Кантемировой, дочери Дмитрия Кантемира (1673-1723), молдавского господаря с 1710, участника Прутского (1711) и Персидского (1722-1723) походов, советника Петра I, в подданстве России с 1711 г.
В 1746-48 годах ее тщанием построен здесь храм св. Марии Магдалины.
Княжна 2 июля 1746 г. пишет прошение о том, что «в вотчине ее село Улиткино приходом состоит села Гребнева к церкви Николая чудотворца, расстоянием в 4 верстах. В вешнее осеннее время за болотами и лесами крестьянам к церкви ходить и ездить никак не возможно» и просит она «чтобы в том селе построить вновь каменную церковь во имя Марии Магдалины». Того же 1746 выдан Указ о разрешении постройки. В 1748 г. «в сельце Улитине вновь каменная церковь во имя св. Марии Магдалины построена и церковным благолепием убрана». В том же году она была освящена с разрешения (от 30 сентября) преосвященного Платона, архиепископа Московского и Севского.
После чего Улиткино стало селом и получило название по церкви Марьино Улиткино тож.
Петр I и Мария Кантемир – любовь и смерть
История жизни княжны Марии примечательна и может быть соотнесена с жизнью Марии Магдалины. Она родилась 29 апреля 1700 г. в день далекий от дня св. равноапостольной мироносицы Марии (22 июля) и следовательно крещена не в ее святое имя, и храм в память «кающейся грешницы» поставлен по другой причине.
История князей Кантемиров в России началась со злополучного Прутского похода. Россия вынуждена была уйти с Валахии (Молдавии), и вместе с петровским войском ушел и валашский государь Дмитрий Кантемир со своим семейством. Тогда у него были дочь Мария и 5 сыновей (по другим данным, две дочери, обе – Марии, одна из них умерла в 1920 г. 19-летней).
В 1721 г. между 49-летним Петром I и 20-летней Марией Кантемир вспыхнула любовь. В мае 1722 царь Петр выехал из Москвы в Нижний Новгород, Казань и Астрахань, откуда начался его Персидский поход. Его сопровождала Мария и отец ее Дмитрий Кантемир. У нее от Петра рождается сын, новая надежда царя на наследника. Напомним, что в 1719 г. в тюрьме умер его сын Алексей, а родившийся у Екатерины в 1720 сын умер в младенчестве.
Царь вернулся из похода в Москву в декабре 1722. История этой любви стала известна двору и была сообщена австрийским посланником императору. Учитывая возможное высокое назначение Марии, в 1723 г. ее отец был пожалован званием князя Римской империи, и она как бы получала тоже это звание и могла стать уже достойной по званию супругой царю Петру.
Но у Марии их сын тоже умирает, вместе с ним умирает не только надежда Петра, но и надежда Кантемиров на возвращение в Молдавию с Русским войском. В 1723 умирает и ее отец. Мария замыкается в имении Кантемиров, подаренное Петром. Она пребывает в опале при императрице Екатерине I, но приглашается ко двору фрейлиной при Анне Иоанновне. Мария не выходит замуж и не стремится к этому. К ней сватается грузинский царевич, но воспоминания мешают ей дать согласие. Она удаляется от двора и большую часть времени проводит в своем доме на Покровской в Москве. Отсюда идут ее письма к брату Антиоху в Париж, посланному туда дипломатом. В этой переписке ее последнее утешение. Но приходит новая трагедия – поэт и первый сатирик России, один из самых образованных людей страны Антиох умирает 1744 г. в Париже 35-ти лет.
В 1745 г., ища уединение, Мария покупает Улиткино, и в ревизских сказках Улиткина появляется запись о «светлейшей княжне». Выбор был неслучаен. Соседнее Гребнево принадлежит давно ее близким родственникам, князю Ивану Юрьевичу Трубецкому, отцу Настасьи Ивановны - с 1717 г. второй жены князя Дмитрия Кантемир», «мачехи» Марии. Нет сомнения, что и сама Мария много раз бывала в Гребневе летними месяцами.
Мария Кантемир умерла 250 лет назад 9 сентября 1754 г., и улиткинцы говорят, что она погребена по завещанию под алтарем храма на глубине 5 метров. Осталась от нее множество писем и краткие сообщения современников.
…В 1761 году село было куплено у наследников Марии «содержателем шелковой фабрики» Андреем Яковлевичем Наврозиным и иноземцем Петром Матвеевичем Клоппом, и, таким образом, не только на севере нашего края во Фрянове, но и в средней его части явилось промышленное шелкоткачесто, что ускорило массовый переход в соседних селениях к домашнему шелкоткацкому ремесла. «Экономические примечания» 1773 г. сообщают, что в селе было 12 дворов с 80 крестьянами, принадлежащими шелковой фабрики содержателю А.Я.Наврозову, «женщины сверх полевой работы прядут лен для своего употребления и мотают шелк (разматывают шелковые нити с кокона шелкопряда – Г.Р.)». Фабрика и село переходит затем к московскому купцу Панкратию Колосову, а затем к его сыну Ивану. Здесь были построены три каменных корпуса для фабрики “с водяной машиной”. В производстве участвовали ткачей – 71 чел., переборщиков – 50, рисовальщик –1, десейный мастер – 1, сновальщиков – 2, мастер прядения шелка – 1, при трощении и развивке шелка женщин – 120, вспомогательных рабочих 13, всего 226 человек – все приписные крестьяне.
Фабрике было очень трудно конкурировать с массой появившихся «свободных» крестьянских небольших фабрик. Купец П.Колосов в конце XVIII века даже жаловался в Мануфактур-коллегию: «Ныне работа против прежнего со уменьшением за силою умерших людей и последовавших в материалах и шелках и во всем дороговизны, также и от размножившихся кустарей по селам и деревням крестьянами». К концу первой трети XIX века фабрика была вынуждена уступить первенство быстро захватившему лидерству щелковскому кусту предприятий и прекращает свою работу.
В 1832 г. здесь было 130 душ семей мастеровых и дворовых и 176 душ крестьянских. Была продолжена работа по расширению храма. В 1842 году был освящен новопостроенный правый - скорбященский - придел, а к началу 50-х годов был закончен и левый - во имя святителя Николая, и трёхярусная колокольня. Эти новые работы связаны с именем священника храма о. Андрея Соколова.
В 1852 г. Марьино Улиткино тож «принадлежит разночинцам» (разных чинов небольшим владельцам), имеет 20 дворов со 155 душами, о фабрике уже не сообщается.
В 1912 году старая шелкоткацкая традиция была поддержана трубинскими Висковыми, более 100 лет занимавшимися шелкоткачеством, - здесь и в соседнем Топоркове отмечена фабрика Павла Петровича Вискова. Священник ц. Марии Магдалины протоиерей Иоанн Кротков был благочинным 3-го церковного округа Богородского уезда.
Храм был закрыт в 1934 г. Старожилы помнят, каким благолепием сиял храм до разрушения, какой великолепный был церковный хор. В одном из деревенских домов хранится осколок от сброшенного «богоборцами» советского времени и разбившегося колокола. Еще предстоит узнать судьбы последних священников, с которыми жестоко боролась советская власть. Известно, что в 1923 г. в храме служил о. Василий Сунгуров. Недавно было найдено в списках расстрелянных и его имя – священник Сунгуров Василий Арсеньевич (1876 - 21.9.1937), Московская о., Истринский р., д. Брыково, Богоявленская церковь. Еще предстоит проследить судьбу его семьи.
В истории местной церкви, составленной в 1990-е гг. так говорится об этих временах: «Подувшие после 1917 года "ветры перемен" начисто смели кресты с куполов и колокольни, а в середине 60-х годов сровняли с землёй и всю пристройку XIX века. – говорится в истории храма. - От былой красоты остался лишь четверик XVIII века, лишившийся светового барабана и апсида. При советской власти в храмовых стенах располагался клуб и кинотеатр, а в последние годы он был превращён в магазин. В такой печальной обстановке и началось возрождение святыни в 1996 году».
К престольному празднику 1998 г. был сделан временный иконостас и обустроен алтарь. Знаменательным событием стало перенесение 24 апреля 1999 года, накануне недели жен-мироносиц, иконы св. Марии Магдалины, которая долгие годы, после закрытия в 1934 году улиткинского храма, хранилась в Никольском храме Гребнева. Крестный ход из Гребнево в Улиткино восстановил как бы незримую благодатную нить между двумя храмами, рожденную 250 лет назад в год создания храма.